СССР: наследие, которое востребовано
Юрий Скворцов, заместитель председателя Законодательного Собрания Кемеровской области, член Совета Палаты депутатов партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», сопредседатель регионального штаба ОНФ, член Центрального совета всероссийского общественного движения «ПАТРИОТЫ РОССИИ».
В Кемерове на площадке областного парламента в смешанном формате онлайн и офлайн прошел круглый стол на тему «СССР: мифы и реалии. Судьба наследия СССР». Собравшее несколько десятков участников, причем, далеко не только из Кузбасса, но и со всей России, это мероприятие сразу было заявлено как первое в череде себе подобных.
Это и понятно — в двухчасовом формате, даже будь дискуссия интеллектуально концентрированной, едва ли возможно рассмотреть и разобрать все аспекты заявленных к обсуждению проблем.
Между тем, состав участников действительно располагал, прежде всего, именно к интеллектуально-идеологическому осмыслению феномена Советского Союза. Я был одним из главных организаторов круглого стола, среди спикеров можно отметить доктора философских наук Виктора Желтова, доктора исторических наук, профессора Владислава Овчинникова, заведующего кафедрой теории и методики преподавания гуманитарных дисциплин КемГУ Владимира Мирошника и председателя Федерации профсоюзных организаций Кузбасса Олега Маршалко.
В 2022 году исполняется 100 лет со дня образования Советского Союза - как известно, договор об образовании СССР был подписан представителями советских республик 29 декабря 1922 года, а на следующий день ратифицирован съездом Советов.
Тем не менее, фактически переставшее существовать 30 лет назад государство, уж простите за избитый штамп, «живее всех живых». Разумеется, на карте оно не обозначено, однако в умах сотен миллионов людей остается не просто память о нем, а своего рода непосредственная апелляция к советскому прошлому при взгляде на современную реальность — политическую, экономическую, культурную и так далее, список можно продолжать почти бесконечно.
Многие заложенные в нас базовые ценности, да почти и вся морально-нравственная система координат — они родом оттуда, из Советского Союза. По крайней мере, у тех, кто старше, скажем, 35-40 лет, чья пора созревания пришлась если и не на советские годы, то на период, непосредственно к ним примыкающий.
Впрочем, и это тоже своего рода феномен, апелляция к советскому прошлому достаточно нередка и у думающих молодых людей, стремящихся анализировать некоторые тенденции современности. Эта апелляция может быть самой разной — вплоть до своего рода «ностальгии по не бывшему», когда человек 20-25 лет от роду конструирует некий идеальный образ СССР как «сверкающего града на холме» в противовес не нравящимся ему явлениям современности. Над этим можно посмеяться, добродушно или не очень, однако от нашего смеха проблема не перестанет существовать. Почему это происходит, почему такие тенденции проявляются в нашем обществе? Вероятно, потому, что в этом обществе наблюдается определенный идеологический вакуум.
Как известно статья 13 Конституции России декларирует отсутствие в стране государственной и обязательной для всех идеологии, провозглашает идеологическое разнообразие. Ни в коем случае не стремясь спорить с конституционными нормами, участники дискуссии все же отметили, что подобное разнообразие в определенной степени способно привести к атомизации общества, к тому, что, заблудившись даже не в трех, а в трех тысячах идеологических сосен, оно, это общество, не может найти себя.
И это уже не говоря о том, что России, какое бы официальное название ни носило наше государство, всегда была свойственна именно идеологическая целостность, являющаяся неотъемлемым дополнением целостности государственной. Сейчас же, выбирая между разными идеологиями, россиянин парадоксальным образом как раз и натыкается на вакуум. Вакуум — штука неприятная, природе нормального человека противная. А советская система являла собой пример общества с четкой идеологической прорисовкой, если угодно, с честными и понятными правилами игры. Поэтому нет ничего удивительного в том, что запрос на «советскость» достаточно велик, а наследниками советской традиции считают себя даже люди, родившиеся после декабря 1991 года.
Впрочем, и об этом тоже много говорилось в ходе круглого стола, есть и другая сторона этой медали, если говорить о молодежи. Ведь это именно те люди, которым принадлежит будущее, а отчасти уже и настоящее, именно они лет через 10-15 вступят в возраст принятия решений в масштабах отдельного города, региона, а то и всей страны. Так вот, наряду с идеализацией советского прошлого имеется и другая, куда более опасная тенденция — об этом прошлом попросту не знать.
В этом смысле крайне показателен пример одного из участников дискуссии: студент (историк!) в качестве главных событий Второй мировой войны назвал сражение при Эль-Аламейне и высадку союзников в Сицилии. А как же Сталинградская битва или сражение на Курской дуге? А никак — это нечто малосущественное, потому что в западных источниках, откуда этот студент, очевидно, и черпал информацию, о них рассказано в разделе «и так далее». То есть, тут налицо некая вестернизированность сознания, когда на собственную историю человек взирает глазами стороннего и крайне пристрастного наблюдателя.
Но проблема тут серьезная. Собственно, даже две проблемы. Первая — это превращение части нашего общества, и в особенности как раз молодых людей, в некое подобие тех жутких существ-манкуртов, так красочно описанных в известном произведении классика, между прочим, именно советской литературы Чингиза Айтматова. То есть, в не помнящие своего прошлого фигуры, живущие по принципу «здесь и сейчас». Они ничего не хотят анализировать и понимать. Их круг интересов крайне узок.
И вот в этом заключается уже вторая проблема, столь актуальная в наши дни. Она заключается в том, что, исходя из вполне очевидных геополитических резонов, большинство мировых держав вовсе не намерены вспоминать о Советском Союзе в сколько-нибудь значимом положительном ключе. Распад же СССР, справедливо охарактеризованный президентом России Владимиром Путиным в качестве крупнейшей геополитической катастрофы ХХ столетия, они и формируемый ими идеологический дискурс воспринимают в качестве едва ли не справедливой кары, постигшей «империю зла».
Коллективный Запад ничуть не смущает, что сотни миллионов людей после этого потеряли ощущение твердой опоры под ногами, уверенность в завтрашнем дне, чувство долгосрочной перспективы, осмысленности своего труда и гордости за себя как представителя великой нации; что это привело к массовой гибели людей и обнищанию; что множество семей оказались по разные стороны границ вновь образовавшихся государств. Исключение здесь, как было отмечено в ходе дискуссии, составляет разве что Китай, где сочувствие по поводу прекращения существования Советского Союза декларируется даже на уровне некоторых популярных детских мультфильмов. Однако и здесь есть свои нюансы — в том числе, и геополитического свойства.
Не отстают от «западных партнеров» и представители элит на постсоветском пространстве. Эти элиты, прямо скажем, оказались совсем не на высоте: с какой-то необъяснимой яростью они принялись разрушать советское наследие. Якобы, чтобы создать на пустом месте нечто прекрасное и правильное. Во что это в итоге вылилось? В гремучую помесь пещерного национализма.
Современная Украина — здесь пример хрестоматийный, но есть и другие. Разумеется, элиты таких государств вовсе не хотят апеллировать в каком бы то ни было виде к советскому прошлому, брать из советского опыта множество имевшихся позитивных практик. Им это попросту незачем, для них это даже опасно, а про простых граждан своих стран они попросту не думают.
Где же выход из этой ситуации? Их несколько, не последний — развитие принципов так называемой народной или гражданской дипломатии, когда общественный диалог между представителями различных стран ведется напрямую, при необходимости через головы недобросовестных представителей элиты. И одной из главных тем такого общения, если говорить о постсоветском пространстве, неизбежно будет вопрос объединительных тенденций, базирующихся именно на нашей общей памяти о СССР.
А такие объединительные тенденции, безусловно, есть. И не обращать на них внимание даже безнравственно. Запрос на них — это как раз хороший пример не фантомного геополитического проекта, когда реальность путем манипуляций и пропаганды подгоняется под искомый результат, а истинно народных чаяний, как бы пафосно это ни звучало. Превращение в манкуртов все же не зашло так далеко, а здоровые политические силы и в России, и в других государствах постсоветского пространства существуют и в определенной степени являются ретрансляторами того самого гласа народа.
И пусть называющие себя политологами и лидерами общественного мнения люди с ехидной усмешкой уверяют нас, что «советский человек — прежде всего трус». На такие высказывания идеологической прислуги не стоит даже обращать внимание (хотя как следует реагировать на сей пассаж, например, человеку, чтящему память о советских людях - героях Великой Отечественной войны). Это полная чушь. Поскольку именно человеку советской эпохи, и об этом много говорилось в ходе круглого стола, как раз было свойственно ярко выраженное чувство собственного достоинства. Того самого достоинства, которое принесла ему Революция 1917 года, дав всем жителям страны равные права человека и гражданина.
Человек знал, что и он, и его близкие социально защищены. Что его дети получат достойное образование. Что границы надежно охраняются. Что стремление к культуре — неотъемлемая черта любого нормального человека. Что будущее зависит от него — путем упорного созидательного труда. Разве подобное наследие не достойно того, чтобы хранить его, защищать и преумножать?
Кажется совершенно очевидным, что тема сохранения советского наследия является одной из важнейших для граждан России, да и многих сопредельных стран. Это, казалось бы, парадоксальное обстоятельство на самом деле является вполне логичным — по прошествии 30 лет с момента распада СССР люди осознали, насколько наличие четко выраженной национальной идеи, идеологической составляющей может быть позитивным для общества, отчетливо сказываясь и на всех остальных сферах жизни. Что же касается юбилея по случаю 100-летия образования Советского Союза, то, думаю, озвучу общее мнение — очень бы хотелось, чтобы это событие сыграло знаковую роль в жизни нашей страны, было отмечено на должном уровне и из этого были бы сделаны правильные выводы.
Тема, поднятая в ходе круглого стола в Кемерове, день ото дня приобретает все большую актуальность. И яркий тому пример — недавнее признание Россией суверенитета Донецкой и Луганской народных республик, отделившихся от разъедаемой коррупцией и праворадикальными настроениями Украины и выказавших стремление к максимальному сближению с нашей страной. Все это наглядно показывает те центростремительные тенденции, что распространены на постсоветском пространстве. И хотя очевидна некая условность каких-либо привязок к конкретной дате, все же достаточно символично, что выпало такое событие именно на год 100-летия СССР…
3 марта 2022 года