Вопреки «закону Паркинсона»
Сергей Щукин,
председатель Удмуртского регионального отделения партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», учредитель и главный редактор газеты «День»
Исполняющий обязанности главы Удмуртской Республики (УР) Александр Соловьев выиграл выборы и, возможно, в самое ближайшее время приступит к формированию новой системы региональных органов исполнительной власти. Ее контуры начали прорисовывать еще в августе, когда на встрече с представителями партийных организаций республики врио предложил им направить в правительство свои предложения.
Систему власти в республике не трогали уже очень долго. Как в плане структуры, так и на персональном уровне.
Я решил посмотреть, а как обстояли дела раньше. Порылся в старых бумагах и откопал структуру Совета министров Удмуртской АССР за 1990 год — такой, какой она была накануне тех еще первых больших перемен. Председатель — 1, первый заместитель — 1, заместителей — 5, управляющий делами — 1, отделов — 11. Итого (включая премьера) — 78 человек с общим фондом оплаты 531 тыс. 400 рублей. Уточню: это годовые расходы на зарплату управленческой верхушки в республике. В среднем на одного сотрудника в месяц получалось — 567 руб. 73 копейки. Очень высокая зарплата для советских времен.
Конечно, был еще обком КПСС, и это тоже (очевидно, не меньшие) управленческие расходы, хотя и по другой финансовой линии. Кроме того, в структуру органов исполнительной власти той советской еще системы входили: 35 исполкомов рай- и горсоветов; 8 министерств; 11 госкомитетов; 10 управлений; 4 гос. инспекции, 21 республиканское объединение; 3 центра; 23 республиканских учреждений; 5 управлений банков; 12 строительных организаций и 3 предприятия транспорта.
Из всего этого номенклатурного набора собственно к правительственным структурам можно отнести 33 ведомства (министерства, госкомитеты, управления и гос. инспекции). Довольно-таки много. Впрочем, почти столько же (но чуть меньше) насчитывается правительственных структур и на сегодняшний день. Правда, штатная численность современных ведомств по сравнению с советскими учреждениями различается иногда значительно, иногда не очень. Таков итог почти четвертьвековой «оптимизации» республиканской исполнительной власти. Можно сказать, пора начинать все сначала.
Три задачи
Сформировавшаяся в Удмуртской Республике структура органов исполнительной власти, как, наверное, и в других регионах, содержит в себе ряд элементов, продиктованных в свое время политическими решениями. Надо было бывшему президенту УР Волкову отблагодарить за лояльность или за самый высокий показатель на выборах главу местного самоуправления — появлялось новое министерство. Надо было «расплатиться» за отданный сыну чеченского магната мандат депутата Госдумы — пожалуйста, дополнительная должность зампреда правительства. Иногда новые структуры возникали просто для того, чтобы продемонстрировать внимание республиканского руководства к озвучиваемой главой государства проблеме. Повысить внимание к укреплению семьи? Раз, и вот уже создан целый комитет по делам семьи.
Но конъюнктура менялась, а бюрократические структуры и должности оставались, и требовали средств на свое содержание, и, главное, мешали работать всем остальным, поскольку вынуждены доказывать свою нужность. При этом в действующей структуре органов исполнительной власти отсутствуют инструменты, которые бы позволяли быстро ее перестраивать и реагировать на появление новых рисков.
Первая и самая простая задача, стоящая при изменении структуры, это сокращение ведомств с целью минимизировать дублирование функций органов исполнительной власти, входящих в правительство УР.
Вторая задача сложнее. Необходимо значительно сократить внутренний документооборот между органами исполнительной власти. Цель - высвобождение рабочего времени сотрудников ведомств для исполнения ими их обязанностей по предоставлению госуслуг и осуществлению надзорных и иных административных функций.
Третья задача не решается одномоментно, поскольку направлена на расширение управленческого потенциала органов исполнительной власти, их адаптацию к работе по администрированию крупных инвестиционных и иных проектов.
Речь должна идти о создании новых компактных по структуре и численному составу органов исполнительной власти (агентств), которые, в отличие от традиционных министерств, должны учреждаться на ограниченный срок (например, на 3 года) и исключительно под запуск крупных инвестиционных или иных проектов, решение социальных, экономических или иных системных проблем.
Движущие силы
Всякая власть изначально, наверное, и в самом деле хочет сделать «как лучше, а получается как всегда». Все забюрокрачивается не специально, а в процессе постоянного самосовершенствования. Просто, какой бы красивой ни казалась каждая новая структура очередного правительства, жить она будет по тому же закону, что и ей предшествующие. По закону Паркинсона. Потому что главное в любой системе - это люди, и то, чем они мотивированы, собираясь в «системы органов». Сирил Норткот Паркинсон давным-давно выделил здесь две движущие ими силы: 1) чиновник стремится умножать не соперников, а подчиненных; 2) чиновники работают друг для друга. Эти аксиомы были озвучены им еще в 1950-е годы. И что, с тех пор что-нибудь изменилось? А хотелось бы…
16 сентября 2014 года